Ванинский морской торговый порт расположен в естественной глубоководной бухте Ванина (с координатами 49° 05′ с. ш.; 140° 15′ в. д.) на побережье Татарского пролива, в 400 километрах севернее Японии и в 120 километрах западнее острова Сахалин.
Предприятие находится в поселке Ванино, являющемся административным центром Ванинского района Хабаровского края и связанным с ближайшим крупным населенным пунктом — городом Советская Гавань — 32-километровой автодорогой.
Разница часовых поясов с Москвой составляет +7 часов.
Благодаря транзитному расположению на направлении Запад — Восток и наличию неосвоенных глубоководных бухт, Ванино-Советско-Гаванский транспортный узел приобрел сегодня статус одного из наиболее перспективных мест для развития портовых мощностей на тихоокеанском побережье России.
Порт имеет выход на две крупнейшие отечественные железнодорожные магистрали — транссибирскую (через Хабаровск) и северный ход дальневосточной железной дороги — БАМ (через Комсомольск-на-Амуре). К преимуществам расположения Ванино относится его меньшее по сравнению с другими дальневосточными портами удаление по железной дороге до центральной части России, Сибири и богатой минеральными ресурсами зоны БАМа, а по морскому пути — до североамериканского континента.
Железнодорожные расстояния, км
Наименование ж.-д. станции |
Хабаровск | Тайшет | Москва | Экономия расстояния до Ванино |
---|---|---|---|---|
Ванино (по БАМу) | 837 | 4 276 | 8 684 | — |
Владивосток | 756 | 4 544 | 9 184 | 500 |
Находка | 890 | 4 678 | 9 318 | 634 |
Восточный | 908 | 4 696 | 9 336 | 652 |
Морские расстояния между портами России и стран АТР, мили/км
Порты | Ниигата | Йокогама | Сиэтл (пролив Лаперуза) | Сиэтл (Сангарский пролив) | Гонконг |
---|---|---|---|---|---|
Ванино | 677/1 254 | 1 038/1 922 | 4 065/7 538 | 4 431/8 206 | 2 108/3 904 |
Владивосток | 453/888 | 951/1 761 | 4 349/8 054 | 4 344/8 045 | 1 639/3 035 |
Находка-Восточный | 405/750 | 906/1 677 | 4 298/7 960 | 4 299/7 962 | 1 620/3 000 |
Расстояния перевозки грузов в железнодорожно-морском сообщении, км
Сиэтл — Ванино — Тайшет | 11 814 | Ниигата — Ванино — Тайшет | 5 530 |
Сиэтл — Владивосток — Тайшет | 12 598 | Ниигата — Владивосток — Тайшет | 5 432 |
Сиэтл — Восточный — Тайшет | 12 656 | Ниигата — Восточный — Тайшет | 5 446 |
Йокогама — Ванино — Тайшет | 6 198 | Гонконг — Ванино — Тайшет | 8 180 |
Йокогама — Владивосток — Тайшет | 6 305 | Гонконг — Владивосток — Тайшет | 7 579 |
Йокогама — Восточный — Тайшет | 6 373 | Гонконг — Восточный — Тайшет | 7 696 |
Примечание. Тайшет взят как точка соединения БАМа и Транссиба, после которой расстояние перевозки грузов на запад от всех дальневосточных портов одинаковое.
С Сахалином порт Ванино связывает железнодорожная паромная линия Ванино — Холмск протяженностью 137 морских миль, которая обслуживается четырьмя судами типа «Сахалин», принадлежащими ОАО «Сахалинское морское пароходство». Одновременно судами СахМП обслуживаются регулярные контейнерные линии в северо-восточные порты Магадан и Петропавловск-Камчатский.
Регулярное воздушное сообщение выполняется из расположенного в 30 километрах от Ванино аэропорта Майгатка.
Транзитный потенциал транспортного узла заметно усилится с окончанием строительства автомобильной трассы Хабаровск — Лидога — Ванино с ответвлением на Комсомольск-на-Амуре. Дорога является частью евроазиатского международного транспортного коридора и имеет важное стратегическое и экономическое значение для всего Дальневосточного региона, включая Сахалинскую и Магаданскую области. Из 329 километров дороги, проходящей через Сихотэ-Алинский горный перевал, асфальтобетонное покрытие сегодня составляет 181 километр. Завершение дороги, на строительство которой ежегодно выделяется более миллиарда рублей, намечено на 2013 год.
Примечание. Автомобильные расстояния: Хабаровск — Лидога — 213 км, Лидога — Ванино — 329 км, Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре — 396 км.
Дальний Восток обладает природными богатствами, способными поднять экономическую мощь России и активизировать ее взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Сегодня активно осваиваются угольные и железорудные месторождения в Республике Саха (Якутия), прокладываются линии Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Федеральными целевыми программами, помимо добывающих мощностей, предусматривается строительство объектов промышленного сектора, в том числе нескольких металлургических предприятий. Ключевое значение в этой связи приобретает транспортная инфраструктура, и, в частности, возрастает привлекательность Ванинского направления как ближайшего выходного порта.